На уроках школьнкам может быть предложено такое задание:

  • Продолжи (отгадай, назови) пословицу «Пень — не околица, …»

Правильный вариант написания любого народного изречения лучше поискать в сборниках пословиц. В Интернете авторы сайтов зачастую ошибаются в написании пословиц, допускают пунктационные ошибки. При составлении данной статьи мы заглянули в 3 сборника и делимся результатаими нашего микро-исследования:

  • Пень – не околица, скупая речь – не пословица. (Такое продолжение мы находим с сборнике «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров),
  • Пень — не околица, а глупая речь — не пословица. (Так выглядит вторая часть изречения в книге А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»)
  • М. А. Рыбникова в книге «Русские пословицы и поговорки» дает вариант уже без союза «а»: Пень — не околица, глупая речь — не пословица.

Итак, с продолжением пословицы разобрались. А каков ее смыл?

По первых, школьнику не совсем понятно может быть устаревшее слово «околица». Что оно означает? Смотрим толкование в онлайн-словарях. Околица — это:

  • Изгородь, забор вокруг деревни или у края деревни;
  • Край деревни;
  • Изгородь, окружающая деревню или изгородь с воротами на выезде из деревни;
  • Крайняя изба у самой околицы.
  • Место вокруг селения, окрестность, округа;
  • В переносном значении — окольная дорога, т. е. окружная, в объезд.

В пословице слово околица употребляется скорее в значении «изгородь, забор». То есть: пень — это не забор, а глупая речь — это не пословица.

Порассуждаем немного на тему значения этой пословицы:

Пень — не околица, глупая речь — не пословица. Смысл изречения в том, что пню точно так же далеко до изгороди, как глупой речи — до народной мудрости. Пень — это не забор, а глупые речи — не признак мудрости.

В жизни надо уметь отличать «чёрное от белого»: глупость от мудрости, ложь от правды, зло от добра. К сожалению, многие люди умеют «пускать пыль в глаза», казаться не теми, кто есть на самом деле.

Надо хорошо потрудиться, чтобы из пня сделать изгородь. Надо много учиться, чтобы глупые речи стали мудрыми.

Пример: На уроке ученик отвечает плохо, и учитель ставит ему тройку. Ученик удивляется, почему оценка такая низкая, ведь он говорил много и ответил на все вопросы. Учитель отвечает: «Пень — не околица, глупая речь — не пословица. Ты говорил много, но ответ был не совсем верным.»