В учебнике по Русскому языку за 5 класс (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова) есть задание:
В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится:
1) об устной речи и слушании;
2) о письменной речи и чтении?
Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.
Дано 7 вариантов пословиц, и из них нужно выбрать. Задание, на самом деле, простое. Достаточно вместе с ребенком прочитать каждую пословицу и по ключевым словам определить, об устной или письменной речи говорится здесь.
- Что написано пером, того не вырубишь и топором. (написано, значит — речь письменная).
- Хорошую речь хорошо и слушать. (слушать, значит — речь устная)
- Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. (слово вылететь может только из уст, изо рта, значит — устная)
- Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. (слушай, значит — устная)
- С умным разговориться, что мёду напиться. (разговориться, значит — устная)
- Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. (читать, значит — о письменной речи и чтении)
- От учтивых слов язык не отсохнет. (язык, значит — устная)
Итак, что получаем:
Пословицы об устной речи и слушании: 2, 3, 4, 5, 7.
Пословицы о письменной речи и чтении: 1, 6.
Смысл пословиц:
На нашем сайте уже есть толкования двух пословиц из списка:
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Пройдя по ссылкам, вы можете почитать интерпретацию смысла пословиц. Возможно, эта информация поможет вам составить собственный рассказ.
А в этой статье порассуждаем о смысле пословицы «Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать».
Толкование:
В пословице говорится о письменной речи и чтении. Если читать книгу поверхностно (глотать вершки), пользы от этого не будет. Читать нужно вдумчиво, останавливаясь на трудных местах, просить взрослых растолковать незнакомое слово или выражение. После прочтения книги полезно порассуждать о смысле произведения, как это мы делаем на уроках литературы.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.