Пословица: Речь вести – не лапти плести.

Похожие по смыслу, аналоги:

  • Видна птица по перьям, а человек по речам.
  • По речи узнают человека.
  • Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.
  • Говори, да не заговаривайся.
  • Умей сказать — умей и смолчать.

Смысл пословицы, значение:

«Речь вести – не лапти плести» – это пословица о трудностях в общении с людьми. Корни высказывания уходят в быт дореволюционной России, половина населения которой жила в деревне, занимаясь физическим трудом. Тогда почти все крестьяне умели плести лапти, так как их изготовление не требовало больших усилий и особого умения. Наши мудрые предки заметили, что договориться с людьми намного труднее, чем изготовить пару обуви. Пословица напоминает, что искусство общения требует подготовки и определенного таланта.

Пример (рассказ с пословицей):

К Новому году учительница литературы Вера Николаевна задала классу задание: разыграть маленький спектакль по какой-нибудь зимней сказке. Когда она это сказала, ребята сразу заволновались.

– А кто будет ставить сценку? – раздалось сразу несколько голосов.

Ваня, который был самым активным учеником в классе, первый поднял руку. Вера Николаевна строго на него посмотрела.

– А ты справишься один? Это тяжелая нагрузка и большая ответственность.

– Я справлюсь, – смело и уверенно ответил Ваня, и класс рассмеялся. – Я решил, что мы разыграем «Снежную королеву».

На следующий день мальчик попытался договориться с ребятами о репетиции, однако его никто не слушал: каждый занимался своим делом и не хотел обсуждать сценарий. До конца недели Ваня тщетно уговаривал одноклассников собраться, чтобы распределить роли и проговорить текст. На выходных мальчик был вынужден признать, что не справляется с заданием. Тогда он обратился за помощью к дедушке, который в молодости ставил спектакли в местном театре.

– Речь вести – не лапти плести, – сказал дед. – Ты сначала сам подготовься к работе, найди к каждому подход – тогда дело и наладится.

Ваня послушался совета дедушки и сам написал сценарий. Затем он улучил минуту, когда ребята были в сборе, и зачитал все реплики актеров.

Потом мальчик распределил роли и, договорившись с Верой Николаевной, назначил время для репетиций. Таким образом, к концу четверти спектакль был готов: сценка вышла очень веселой, и все участники получили пятерки.