На уроках в школе ученикам может быть предложено задание: В какой жизненной ситуации будет уместна пословица «Повторение — мать учения»? На этой страничке вы найдете объяснение смысла данного высказывания и несколько примеров житейских ситуаций.

Объяснение смысла:

«Повторение – мать учения» – пословица о том, что в учебе важно повторять пройденный материал, это лучший способ усвоить информацию. Корни высказывания уходят в далекое прошлое, во времена существования патриархальной семьи, когда мать повторяла детям наказы отца. Пословица используется в случаях, когда хотят подчеркнуть необходимость регулярного закрепления полученной полезной информации.

Ситуации, в которых будет уместна пословица

1-й пример (школьный):

На уроке математики Нина Васильевна объяснила ученикам, как решать тригонометрические уравнения. Это была очень сложная тема, и, отпуская школьников, учительница сказала:

– Каждый день обязательно повторяйте правила, так как через две недели будет трудная контрольная с такими же заданиями!

Костя был отличником и лучшим учеником в классе. Он был уверен в себе и полагался на свою хорошую память. Поэтому мальчик не последовал совету Нины Васильевны и все свободное время гулял с друзьями в парке. В назначенный день 10 «Б» решал контрольную по тригонометрии. Получив задание, Костя с ужасом понял, что не может решить ни одного уравнения, между тем как его одноклассники раньше времени справились со своими вариантами. На следующий день Нина Васильевна объявила классу оценки. Каждый получил либо «четверку», либо «пятерку», и лишь у одного Кости оказалась «двойка».

– Повторение – мать учения, – строго сказала Нина Васильевна. – Если хочешь получить в полугодии хорошую оценку, впредь не ленись и штудируй пройденный материал!

2-й пример (жизненный):

Когда Николая Ивановича перевели на работу с компьютером, ему было за шестьдесят. Два месяца он изучал разные программы по вычислениям и набору текстов. Получив новое место, Николай Иванович начинал рабочий день с того, что открывал блокнот и около тридцати минут сверял свои действия с записями. Коллеги с изумлением следили за ним, а начальник отдела, узнав о странных «выходках» своего сотрудника, однажды сам пришел на него посмотреть. Около четверти часа он за ним наблюдал, после чего с недоумением произнес:

– Вы не устали каждый день повторять одинаковые действия? К тому же это наверняка очень скучно…

– Повторение – мать учения, – невозмутимо ответил Николай Иванович, не отрываясь от экрана.

Через месяц в офис пришла проверка, которая выявила, что Николай Иванович единственный из всех сотрудников сделал правильные расчеты.

– Век живи – век учись, – с легким смущением сказал ему шеф, когда пришел поздравить его.

– Повторение – мать учения, – повторил Николай Иванович, и все засмеялись.

3-й пример (бытовой):

Около месяца Евгения Васильевна училась печь торт «медовик». Набив себе руку, она принялась готовить его каждый день на десерт всей семье. Вначале ее муж и дети обрадовались вкусному лакомству, однако уже через неделю «медовик» всем надоел.

– Дорогая, может, ты сменишь репертуар и приготовишь что-нибудь другое – варенье или компот, например? – однажды осторожно сказал ей муж.

– Повторение – мать учения, – сказала Евгения Васильевна и продолжила каждый день печь торт.

На каникулах к Евгении Васильевне из деревни неожиданно приехала свекровь, и молодая женщина подала ей свой «медовик». Бабушка, которая до сих пор недолюбливала невестку, отведав кусок торта, миролюбиво, почти радостно произнесла:

– Теперь мы с тобой подружимся, дочка!

Муж, который с изумлением наблюдал эту сцену, вечером сказал жене:

– Знаешь, в данном случае повторение в буквальном смысле стало для тебя матерью учения!