Пословица: Маленьким крючком большую рыбу не поймаешь

Похожие по смыслу, аналоги:

  • Выбирай дело себе по плечу.
  • Худою сетью рыбы не наловишь.
  • Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
  • За все браться — ничего не сделать.
  • Языком не спеши, а делами не смеши.
  • Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.
  • Не тот молодец, кто нашел дело, а кто исполняет умело.
  • С умом задумано, а без ума сделано.
  • В ступе воду толочь — вода будет.
  • Решетом воду носить. Шилом патоку хлебать. Вилкой щи хлебать. 
  • Из пушки по воробьям палить.

Интерпретация смысла, значение:

«Маленьким крючком большую рыбу не поймаешь»

Пословица о соотношении возможностей, желаний и целей. Выражение употребляется в разговорном стиле и носит характер поучения, назидания.

Прямой смысл предложения понятен. Действительно, рыбак, собираясь ловить, например, пескарей, цепляет на удочку небольшой крючок. Для маленькой рыбки этого достаточно. Но можно ли поймать на маленькую снасть щуку? Если даже она клюнет, то вытянуть её из воды вряд ли получится.

В качестве фразеологического выражения предложение приобретает иное, переносное значение. Так говорят, когда хотят предостеречь человека, который, обладая недостаточным ресурсом (способностей, знаний, денег), имеет высокий уровень притязаний.

Пословица о тщетности прилагаемых усилий, о напрасной работе и невозможности выполнения какого-либо дела. В ситуации, когда упоминается данное высказывание, всегда есть что-то тщетное, пустое: нелепая задумка или напрасный труд.

Проще говоря:

Не всегда наши желания совпадают с возможностями. Не всегда удается достичь того, что желаешь. Всегда нужно здраво оценивать собственные возможности и не браться за непосильный труд.

Пример (сказка с пословицей)

Однажды приключилась такая история. Жил-был мальчик Петя, ученик пятого класса. Учиться Петя не любил и часто вместо школы шёл гулять по улицам. В общем, время терял попусту. А за городом, в лесу, жил старый злой волшебник. Выследил чародей бездельника и превратил его в старичка, а сам помолодел.

Вначале мальчик расстроился из-за такой перемены во внешности, а потом, когда представил, какие возможности перед ним открываются, даже обрадовался. Подошёл он к стройке, а там как раз нового крановщика ждали. Подумали, что Петя и есть долгожданный специалист, и попросили его приступить к работе.

Мальчик умел кран из конструктора собирать и решил, что и с настоящей машиной тоже справиться легко. Сел он в кабину, нажал на рычаги, поднял плиту кверху. А на плите мастер стоял. Кричит человек, о помощи просит. Петя все подряд рычаги жмёт, мотает плиту из стороны в стороны. Чуть было не убил человека.

Ушёл Петя со стройки с позором. Сел на лавочку возле уличного лотка, с которого фрукты продавали. А продавцу нужно было на склад за товаром отойти. И попросил он старичка присмотреть за лотком. Петя согласился. Ушёл продавец, а тут покупательница подошла и попросила взвесить ей яблок и груш. Петя вспомнил, как играл в магазин, и смело принялся торговать. Но рассчитать, сколько нужно взять денег с покупательницы за фрукты, не смог.

Понял лентяй, что иметь взрослую внешность недостаточно. Нужно ещё и взрослыми умениями обладать. Пришлось ему найти злого чародея, избавиться от заклятия и вернуться к школьным занятиям.

Как нельзя маленьким крючком большую рыбу из речки втащить, так невозможно и с минимальными знаниями выполнять серьёзную работу.